Обобщение опыта. Семья и Школа: опыт сотрудничества и взаимодействия
Обобщение опыта.
Учебно-методическое пособие «Семья и школа: опыт сотрудничества и взаимодействия» ; учеб-метод. Пособие / авт.-сост. И.А. Соколова, А.А. Давиденко, Т.В. Ревенок, С.М. Локтева : под общ. Ред. А.А. Давиденко ;Николаевскаая СШ ; Камч. ИРО. – Петропавловск-Камч. ;Камч. ИРО, 2020.-74 с.
Семья и школа: опыт сотрудничества и взаимодействия
И.А. Соколова,
зам. директора по инновационной деятельности
Во время обучения ребенка в школе, мы - дети, учителя и родители, составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать себя для самого СЕБЯ (что я умею, на что способен…). Задача взрослых - помочь ему в этом очень нелегком деле. Важнейшим условием успешности ребенка является взаимодействие семьи и школы.
Большинству моих коллег выпала возможность работать
в новое время,
с новыми детьми,
с новыми родителями…
Как организовать умелое, правильное взаимодействие между Семьей и Школой?
Как привлечь к школе таких занятых пап и мам?
Как аргументировать необходимость участия в школьной жизни ребенка?
На все эти вопросы педагоги нашей школы искали ответы в режиме инновационной деятельности. В результате были созданы и апробированы: программы «Семья и школа» и «Осознанное родительство», проект «Семейные ужины», День открытых дверей, ставший традиционным. В сборнике мы обобщили данный опыт работы.
Программа «Семья и школа» описывает сложившуюся систему взаимодействия Николаевской школы и семьи. Основная ее цель - оптимизация педагогического взаимодействия школы и семьи.
Безусловно, работа с родителями ведется и в рамках традиционных форм, но они не всегда способствуют обсуждению проблем и трудностей детей, особенностей детско-родительских отношений.
Поэтому мы внедряем нетрадиционные формы взаимодействия с родителями и детьми. Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч — это эффективные направления деятельности школы в мотивировании родителей к активному сотрудничеству.
Например, в 2017 году на классном коллективе 7 класса был апробирован проект «Семейные ужины». Не случайно выбор пал на этот класс: ведь именно в подростковом возрасте возникают первые трудности в детско-родительских взаимоотношениях.
Родители активно откликнулись на участие в данном проекте, многие уже на первом занятии признавались, что действительно, испытывают некие затруднения в общении со своим взрослеющим ребенком, но им не хватает определенных знаний, порой - терпения, да что там, элементарного родительского такта…
В процессе нетрадиционных форм проведения занятий (а это были и тренинги, и разыгрывание ситуаций, и работы в группах, съемки видеороликов, письма родителям и детям …), родители находили пути решения из создавшихся проблем, учились элементарным правилам общения с детьми. Каждое занятие заканчивалось символическим «семейным ужином», на котором семья обсуждала прожитый день, интересовалась делами друг друга.
Сегодня в школе «живет» новая форма взаимодействия с родителями - День открытых дверей. Ежегодно школа открывает двери для родителей, которые становятся учениками.
Посещение уроков дает возможность родителям наглядно увидеть, как организован учебный процесс в школе, окунуться в ту атмосферу, которая присуща нашему учебному заведению, поговорить с педагогами, задать волнующие вопросы и, конечно же, получить ответы, а еще - уловить главное, нужное, что подскажет, даст понять: это та самая школа, в которой обучаются и развиваются наши дети!
Увидев работу школы «изнутри», учителей - профессионалов, тех, у которых когда-то учились они сами, молодых педагогов - мобильных, ищущих и творческих, родители остались довольны. Об этом свидетельствуют их отзывы, оставленные в Книге визитов:
«Мероприятие - масштаб! Всегда знала, что в нашей школе работают профессионалы! Сегодня Вы превзошли самих себя! Уроки - на полном серьезе, без всяких поблажек! Каша - как в том далеком, школьном детстве! Спасибо за положительные эмоции! Ждем новых грандиозных проектов! Знаю, Вы способны на многое!»
Проведение таких мероприятий позволяет образовательнойорганизации стать более доступной для взаимодействия с родителями наших учеников, способствует укреплению связей с родительской общественностью.
Школа на селе — это особое место. Это не только центр познаний, научения и воспитания, это место - о жизни которого знают все и всe… Сообща радуются новым победам школьного коллектива; это место, куда идут за ценным советом и совместно прокладывают новые маршруты к достижению новой цели; где совместно вершат новые дела и покоряют новые вершины; это то место, куда бывшие ученики приводят своих детей.