Вулканическая педагогика
Вулканическая педагогика
Николаевской школе на Камчатке исполнилось 95 лет («Учительская газета», №52 от 25 декабря 2018 года, Ирина Димова)
Праздников на свете много. И самых разных. На Камчатке, например, есть День вулканов, что и понятно, ведь 40% территории полуострова составляют эти особые географические образования. За довольно продолжительный исторический период в этом крае, к счастью, не было опасных для жизни людей серьезных извержений. Но вулканы издревле навевали страх и ужас из-за их неукротимой, испепеляющей разрушительной силы. Многие извержения, оставляя после себя реки расплавленной лавы, стирали с лица земли города и поселки, уносили миллионы жизней. Однако люди не остались в плену страхов и беспомощности перед мощным горным монстром. Их бесконечно влекла романтика следов вулканической активности. Красота и непостижимая тайна исполинов, находящихся в постоянном изменении внутри себя и меняющих окрестности вокруг, давно уже стали объектом пристального внимания ученых, художников, поэтов, туристов, просто любителей природы, желающих получить эстетическое наслаждение, умиление и восторг от этого природного чуда.
Лед и пламя
Для педагогов небольшой школы в сельском поселении Николаевка, которая находится если и не в шаговой доступности, но точно у подножия действующего Авачинского вулкана, восхождение к его вершине стало чем-то большим, чем необходимая физическая подготовка. Конечно, без нее не обойтись, ведь в это увлекательное и в то же время сложное путешествие наверх школьная и учительская команды, как и многочисленные туристы из разных городов России, отправляются традиционно в августе, когда здесь празднуют День вулкана. Сотни людей поднимаются на вершину, превозмогая усталость, как в массовом забеге. Только здесь между стартом и финишем открываются невероятные пейзажи. Главный мотив - не пробежать дистанцию любой ценой, а покорить настоящий вулкан. Вот и николаевским ученикам школа предлагает не пробежать, а осмысленно пройти свой путь к открытию мира науки и искусства, чтобы найти свое призвание, покорить свою вершину, одержать победу над собой.
Николаевская средняя школа одна из старейших на Камчатке. Она была открыта в Елизовском районе ровно 95 лет назад. А само поселение имеет еще более давнюю и интересную историю. Николаевка основана русскими переселенцами, прибывшими на Камчатку в середине ХIХ века по указу царя Николая I. Основателями села считаются семьи Черноноговых и Брикаловских, потомки известных фамилий и ныне живут и трудятся на благо родного поселка. Здесь расположен один из старейших храмов Камчатского края постройки конца XIX века.
Сама территория Елизовского района Камчатского края, на которой находятся Николаевка и Сосновка, удивительна по красоте и разнообразию географического ландшафта. Здесь расположены 20 из 29 действующих вулканов Камчатки. А их всего в крае, по разным источникам, около 300. Характерные пейзажи рельефа поражают воображение: глубокие каньонообразные долины рек с большим количеством порогов и водопадов. Крутые, почти отвесные склоны гор, горячие источники и кипящие гейзеры, ледники. Бок о бок «лед и пламя», рядом такие разные и такие близкие. На Камчатке кажется особенным все, даже малкинская минеральная вода здешнего месторождения, не уступающая по всем параметрам грузинскому боржоми. Не говоря уже об икре разных сортов и видов, о тихоокеанском лососе, его разновидности - самой крупной рыбе чавыче, средний размер которой доходит до метра, о крабах и других морепродуктах здешнего улова.
Николаевское сельское поселение отметило в этом году 165‑летний юбилей. Неотъемлемая составляющая истории этого удивительного места, «откуда начинается Россия», - сельская Николаевская школа, начавшая свою жизнь на год раньше «Учительской газеты», в 1923 году. Позади многие годы созидания, развития, преодоления трудностей. И за всем этим стоят достойные люди - Алексей Яковлевич Малахевич, Марья Даниловна Корякина, Юрий Алексеевич Манкеров, Александр Иванович Давиденко, которые оставили добрую память, внесли свою лепту в становление этого образовательного учреждения, находящегося в зоне уникального парка вулканов в самой восточной части России.
Дети спасают рыб
Уютное здание. Маленькая сельская школа. Кому-то, быть может, оказавшись в ней впервые, не легко сразу осознать масштаб ее деятельности и причину побед, наград, число которых в самом деле для такого небольшого коллектива весьма внушительно. Но только не нам, «Учительской газете», которая узнала об этой школе не сегодня и даже не во время первого Всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2016 году, когда она оказалась в числе победителей. Наше знакомство началось с самого главного - с детей, которых мы увидели на Всероссийской акции «Я гражданин России». Николаевские школьники тогда, пять лет назад, защищали свой реально выполненный социальный проект - настоящий, подлинный, отвечающий всем правилам и технологиям его проведения. Как организаторы и члены жюри в 2013 году, мы были поражены не только взрослостью темы проекта, посвященного восстановлению николаевского нерестилища (это был скорее уровень серьезного научного исследования!), но и степенью глубины изучения проблемы, конкретикой в рекомендациях, в предложениях способов ее решения.
С тех пор прошло пять лет, отдаленные результаты налицо: сегодня возросла популяция ценных видов лососевых рыб, их численность значительно увеличилась. Ребята восстановили естественные пороги, а также устранили преграды на пути миграции рыб. Появилась новая зона отдыха для программ экологического просвещения людей и экологического туризма. Акция по спасению рыб не единственный проект, выполненный ребятами. В школе это серьезно выстроенная система социализации детей через проектную деятельность. За последние пять лет силами учеников с первого по одиннадцатый класс реализовано около пятидесяти проектов, при осуществлении которых они активно проявили себя в системе общественных отношений, приобрели навыки планирования своей деятельности, реализовали творческие способности. Школьники смогли на родной территории реально изменить ситуацию к лучшему: создали кинозал, построили детскую площадку и восстановили лыжную базу, привели в порядок остановки общественного транспорта, установили памятный знак основателям села, восстановили школьный тир, привели в порядок нерестовую речку, реставрировали памятник односельчанам - участникам ВОВ. Школьная команда «Ника» стала участницей первого международного фестиваля «Гражданин» в Вашингтоне.
К вершинам мастерства
У педагогов Николаевской школы есть кредо, которому они следуют неукоснительно: успехи и профессиональное развитие учителей стимулируют социализацию учеников. Истина проста. Развивается педагог, будет развиваться ученик. Что для этого делает администрация школы, новый директор, энергичная Ольга Муравьева, серьезно настроенная на прорывы и высокие достижения, и команда ее таких же боевых, мобильных, креативных замов - Татьяна Ревенок, Светлана Локтева, Инна Соколова, Владимир Давиденко, Михаил Макаров? Во-первых, они сами постоянно повышают свою квалификацию, участвуя в профессиональных конкурсах, стажировках, обучающих семинарах, научных конференциях в крае, за его пределами, за рубежом. Пример заразителен. За ними идут педагоги. Сегодня каждый учитель имеет более 300 часов курсовой подготовки, включая федеральные. Возможно ли это? «Да, - уверенно отвечает на мой вопрос Инна Соколова, заместитель директора по инновациям, - если в школе создана ситуация полной вовлеченности учителя в систему повышения его квалификации». Она рассказала, что поездки на курсы занимали много времени, поэтому появилась идея, не отрывая учителей от «производства», наладить процесс их профессионального и творческого роста внутри самой школы. Как среди поднимающихся на вершину вулкана есть люди с разной степенью альпинистской закалки, так это надо учитывать и в школе, давая разноуровневые инновационные «нагрузки», определяя динамику и темпы выполнения поставленных задач. Вначале сделали упор на такого учителя, который был готов к происходящим переменам, к новым акцентам в работе с детьми для развития у них метанавыков ХХI века и таких качеств, как самостоятельность, самокритичность, готовность к взаимодействию, толерантность и др.
Настроившись на такую волну, мобилизуя все возможные ресурсы, школа стала приглашать к себе известных специалистов, методистов, ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Амурского областного института повышения квалификации.
Не выезжая за пределы своей маленькой сельской школы, учителя стали получать ценные теоретические и практические советы на семинарах доктора педагогических наук историка Андрея Иоффе, на лекциях Ирины Добротиной, кандидата педагогических наук из Российской академии образования. Николаевская школа не раз принимала у себя известных звездных педагогов. Мастер-классы Олега Парамонова, Сергея Кочережко, Андрея Сиденко, абсолютных победителей конкурса «Учитель года России» разных лет, - живая новаторская практика, уникальная школа мастерства. Очные и заочные курсы, методические объединения, обмен практическим опытом, школа молодого специалиста, система наставничества, кураторская методика - все это обеспечило практическую поддержку инновационной деятельности школы. Чего бы не произошло без лидерской позиции тех, кто взял на себя ответственность вместе с учениками и учителями, родителями идти вперед, осваивать вершины науки и искусства.
Справа - океан, слева - вулкан
Можно смело сказать, что практически все учителя Николаевской школы активно вовлечены сегодня в конкурсную педагогику, принимают участие в профессиональных соревнованиях на муниципальном, краевом и российском уровнях. И есть результаты! Юлия Анчиполивская - финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2013 году, Оксана Дейнекина - лауреат краевого конкурса в 2015‑м, Виктория Скрипникова - в 2017 году. Всероссийский конкурс «Педагогический дебют» - краевой победитель, всероссийский лауреат Алена Минина, отмеченная дополнительно грамотой Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке и ценным подарком. Алена Давиденко стала победителем краевого конкурса «Педагог-психолог», лауреатом Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России», Светлана Луденкова победитель конкурса «Педагог-логопед». Гордится школа и призерами регионального конкурса «Год учителя закончился, век учителя настал». В 2013 году Татьяна Ревенок победила в номинации «Гражданская позиция», в 2018 году Виктория Скрипникова стала лауреатом. В багаже николаевских учителей также участие и победы в разные годы в конкурсе «Самый классный классный»: Надежда Миклашевская (2012), Юлия Анчиполивская (2013), Оксана Дейнекина (2015), Валентина Андрусенко (2017). И снова победа! Ее одержала на краевом этапе конкурса «Воспитать человека» Светлана Локтева. Учительский список наград и достижений пополнился. Особенно приятно, что произошло это в юбилейный для школы год. Как и то, что успехи и реальные дела прошлых лет позволили выйти школе на всероссийский уровень. Она стала федеральной площадкой по реализации проекта «Школа как ресурс развития личностного потенциала молодого поколения в сельской местности». Вот и теперь «вулканическая педагогика», построенная по аналогии с покорением вершины вулкана, будет, как никогда, кстати. Почему? Отрывок из эссе, которое написали учителя Николаевской сельской школы, размышляя об успешности в образовании, возможно, даст ответ на этот вопрос:
«С утра до позднего вечера движется по склону вулкана-исполина людской поток, кажущийся снизу одним целым. Но… этот поток состоит из отдельных людей, и каждый из них достигает успеха по-разному. Один взбегает на вершину за 2 часа, а другому на этот же путь требуется 10 часов. Один идет легко, без остановки, как бы играючи, а другому покорение очередного склона дается через усилие воли и напряжения всех физических и душевных сил. Так и в школе. Для того чтобы достигнуть успеха, нам всем (ученикам, учителям, родителям) необходимо устремляться единым потоком в направлении получения образования. В то же время помнить, что каждый - это отдельная личность со своими особенностями, а потому и успех, и движение к нему для каждого будут индивидуальны. Важно не бояться совершать ошибки. Ведь всем известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.