1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Программа осознанного родительства

PDF Печать E-mail

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Николаевская средняя школа»

 

УТВЕРЖДАЮ

«_21__»___апреля___2016г.

 

Директор МБОУ               А.И.Давиденко

Николаевская СШ

 

 

 

 

 

 

Программа осознанного родительства

(дополнительная образовательная программа «Основы педагогики и психологии для родителей (законных представителей) обучающихся»)

 

 

 

 

 

Автор:

Давиденко Алёна Алексеевна,

педагог-психолог МБОУ Николаевская СШ

 

2016г


Пояснительная записка.

 

Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 25 года», утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618 - р.

В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего роде и своей страны, произошёл разрыв между поколениями. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У многих родителей сформировалась безответственная позиция к своему ребёнку.

В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В результате организованной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) может быть решён ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, оптимизация детско-родительских отношений, укрепление семьи.

Настоящая программа ориентирована на повышение мотивации родителей (законных представителей) к самостоятельному развитию ключевых родительских компетенций, формированию базовых знаний по детской психологии, педагогики семейного воспитания, профилактику семейного неблагополучия.

 

Цель программы: содействие развитию ключевых родительских компетенций, формирование ответственной и позитивной родительской позиции, оказание психолого-педагогической помощи родителям в подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

 

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

-         расширить теоретические знания родителей в вопросах психологии и педагогики семейного воспитания;

-         способствовать рефлексии родительского опыта;

-         актуализировать самокорректировку неконструктивной родительской позиции;

-         способствовать выстраиванию гармоничных семейных отношений;

-         содействовать профилактике жестокого обращения в семье;

-         создавать условия для пропаганды обобщённо-позитивного образа семьи, отца, матери, родного дома.

Структура курса.

Дополнительная образовательная программа в объёме 72 часов построена по блочно-модульному принципу и состоит из 3-х учебных блоков: «Основы предшкольной подготовки ребёнка», «Психолого-педагогическая подготовка  к экзаменам и к ситуации самоопределения», «Психолого-педагогические основы семейного воспитания» (для родителей группы риска). Каждый из учебных блоков разбит на учебные модули.

В качестве форм организации занятий используются: лекционное изложение материала, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, психодиагностические процедуры, самостоятельная работа родителей, тренинговые упражнения с последующим рефлексивным анализом.


Учебный план

Категория слушателей – родители (законные представители) несовершеннолетних детей.

Объём обучения: 72 часа

Форма обучения: очная, без отрыва от работы.

 

Наименование раздела/модуля Всего часов лекции Практические занятия Групповые консультации Промежуточная аттестация Итоговая аттестация

I

Основы предшкольной подготовки ребёнка

26

12

14

1

Основы возрастной детской психологии

12

6

6

 

 

 

2

Психологическая готовность ребёнка к школе

14

6

8

 

 

 

II

Психолого-педагогическая подготовка к экзаменам и к ситуации самоопределения

14

4

10

1

Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам

8

3

5

 

 

 

2

Эффективные методы развития познавательных процессов как условие успешной сдачи экзаменов

6

1

5

 

 

 

III

Психолого-педагогические основы семейного воспитания (для родителей детей, требующих особого внимания)

32

12

20

1

Семья как важный институт социализации ребёнка

8

3

5

 

 

 

2

Семейное неблагополучие и социальное сиротство

14

6

8

 

 

 

3

Основы семейной культуры

10

3

7

 

 

 

ИТОГО

72

28

44

 

 

 

 


Учебно-тематический план.

Категория слушателей – родители (законные представители) несовершеннолетних детей.

Объём обучения: 72 часа

Форма обучения: очная, без отрыва от работы.

п/п

Наименование раздела/модуля

Всего часов

лекции

Практические занятия

Групповые консультации

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

I

Основы предшкольной подготовки ребёнка

26

12

14

1

Основы возрастной детской психологии

12

6

6

1.1.

Основные закономерности психического развития ребёнка. Возрастные этапы и периодизация психического развития ребёнка

4

2

2

 

 

 

1.2.

Индивидуальные особенности психического развития детей

4

2

2

 

 

 

1.3.

Роль ведущей деятельности в развитии ребёнка

4

2

2

 

 

 

2

Психологическая готовность ребёнка к школе

14

6

8

2.1.

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

2

1

1

 

 

 

2.2.

Общий взгляд на задачи начальной школы

2

1

1

 

 

 

2.3.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе

2

1

1

 

 

 

2.4.

Мотивационная готовность ребёнка к школе

2

1

1

 

 

 

2.5.

Коммуникативная готовность ребёнка к школе

2

1

1

 

 

 

2.6.

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе

2

1

1

 

 

 

2.7.

Обучение ребёнка графомоторным навыкам

2

0

2

 

 

 

II

Психолого-педагогическая подготовка к экзаменам и к ситуации самоопределения

14

4

10

1

Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам

8

3

5

1.1.

Роль родителей и их психологическая помощь при подготовке к ГИА

2

1

1

 

 

 

1.2.

Как избежать переутомления во время подготовки к экзамену и на экзамене

2

1

1

 

 

 

1.3.

Психологическая саморегуляция во время экзамена

4

1

3

 

 

 

2

Эффективные методы развития познавательных процессов как условие успешной сдачи экзаменов

6

1

5

2.1.

Поведение на экзамене

2

1

1

 

 

 

2.2.

Память и приёмы запоминания

2

0

2

 

 

 

2.3.

Методы работы с текстом

2

0

2

 

 

 

III

Психолого-педагогические основы семейного воспитания (для родителей детей, требующих особого внимания)

32

12

20

1

Семья как важный институт социализации ребёнка

8

3

5

1.1.

Модели и стили семейного воспитания

2

1

1

 

 

 

1.2.

Особенности семейного воспитания в неполной семье

2

0

2

 

 

 

1.3.

Гендерный подход в семейном воспитании

2

1

1

 

 

 

1.4.

Формирование духовно-нравственных качеств личности

2

1

1

 

 

 

2

Семейное неблагополучие и социальное сиротство

14

6

8

2.1.

Семья с явной (открытой) формой неблагополучия

2

1

1

 

 

 

2.2.

Отклоняющееся поведение ребёнка, как следствие неправильного воспитания в семье

2

1

1

 

 

 

2.3.

Особенности воспитания детей в семьях со скрытой формой неблагополучия

2

1

1

 

 

 

2.4.

Феномен жестокого обращения с ребёнком. Профилактика жестокого обращения с ребёнком

2

1

1

 

 

 

2.5.

Суицидальное поведение. Профилактика суицидального поведения

2

1

1

 

 

 

2.6.

Подготовка и защита проекта «Моя семья»

4

1

3

 

 

 

3

Основы семейной культуры

10

3

7

3.1.

История семьи, рода

2

0

2

 

 

 

3.2.

Основы семейного права

2

1

1

 

 

 

3.3.

Культура общения в семье

4

2

2

 

 

 

3.4.

Конфликты в семье. Пути и способы конструктивного решения конфликта

2

0

2

 

 

 

ИТОГО

72

28

44

 

 

 

 


Рабочая программа осознанного родительства

Раздел I. Основы предшкольной подготовки ребёнка / модуль 1. Основы возрастной детской психологии (12 часов)

Тема 1.1. Основные закономерности психического развития ребёнка. Возрастные этапы и периодизация психического развития ребёнка (4 часа), лекция (2 часа), практическое занятие (2 часа).

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Предпосылки, определяющие развитие. Условия, определяющие развитие. Взаимодействие биологических и социальных факторов. Психическое развитие и деятельность. Возрастные этапы и периодизация психического развития. Стабильные периоды и кризисы.

Практическое занятие. Тренинг. Составление психического портрета ребёнка.

Тема 1.2. Индивидуальные особенности психического развития детей.(4 часа), лекция (2 часа), практическое занятие (2 часа).

Темп психического развития. Индивидуально-психологические качества. Наследственность и среда. Способности.

Практическое занятие. Самоанализ индивидуальности ребёнка (дневник). Дискуссия: чем мой ребёнок похож на своих сверстников, а чем отличается?

Тема 1.3. Роль ведущей деятельности в развитии ребёнка.(4 часа), лекция (2 часа), практическое занятие (2 часа).

Понятие ведущей деятельности. Виды деятельности. Возраст ребёнка (дошкольник, младший школьник, подросток, юноша) и роль деятельности в его развитии.

Практическое занятие. Посещение открытых занятий на базе общеобразовательной организации в начальной школе.

 

Раздел I. Основы предшкольной подготовки ребёнка / модуль 2. Психологическая готовность ребёнка к школе (14 часов)

Тема 2.1. Что такое психологическая готовность ребёнка к школе (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие «психологическая готовность к школе». Составляющие готовности: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная

Практическое занятие. Диагностика: тест «готовы ли вы к тому, что ребёнок пойдёт в школу», анкета «готов ли ваш ребёнок к поступлению в школу.

Тема 2.2. Общий взгляд на задачи начальной школы.(2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Цели, задачи, структура ФГОС. Портрет выпускника начальной школы.

Практическое занятие.

Тема 2.3. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе.(2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие «интеллектуальная готовность к школе». Познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение и их развитие, соответствующее возрасту 7 лет.

Практическое занятие. Как проверить интеллектуальную готовность ребёнка к школе. Упражнения для развития познавательных процессов.

Тема 2.4. Мотивационная готовность ребёнка к школе (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие «мотивационная готовность к школе». От чего зависит желание ребёнка идти в школу. «Я-высказывание» и активное слушание как умения родителя, способствующие сохранению позитивной учебной мотивации ребёнка

Практическое занятие. Отработка навыков активного слушания и «Я-высказывания».

Тема 2.5.Коммуникативная готовность ребёнка к школе.(2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие «Коммуникативная готовность ребёнка к школе». Правила и ограничения. Навыки сотрудничества.

Практическое занятие. Упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков

Тема 2.6.Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе.(2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие «Эмоционально-волевая готовность к школе». Развитие эмоций у ребёнка 6-7- лет. Структура волевого акта.

Практическое занятие. Правила подготовки к школе, организационные навыки дошкольника.

Тема 2.7. Обучение ребёнка графомоторным навыкам.(2 часа), практическое занятие (2 часа).

Практическое занятие. Моторная умелость, упражнения по развитию мелкой моторики

Планируемые  результаты

Изучив раздел «Основы предшкольной подготовки» родители должны:

-                знать закономерности психического развития ребёнка и возрастные особенности детей

-                знать составляющие готовности к школе

-                уметь создавать благоприятные условия семьи для успешной адаптации ребёнка к школе.

 

РазделII. Психолого-педагогическая подготовка к экзаменам и к ситуации самоопределения/ модуль 1. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам (8 часов).

Тема 1.1. Роль родителей и их психологическая помощь при подготовке к ГИА (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Психологическая готовность к экзаменам. Понятие «стресс» и «дистресс». Поддержка семьи как условие психологической готовности к сдаче ГИА.

Практическое занятие. Тренинг. Тест «Насколько я стрессоустойчив».

Тема 1.2.Как избежать переутомления во время подготовки к экзамену и на экзамене (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Психологические особенности человека при кризисных состояниях. Правила эффективной организации экзаменационной подготовки. Влияние питания, режима дня, чередования отдыха и работы на психологическую и физическую подготовку к экзаменам

Практическое занятие. Дискуссия: надо ли специально уделять внимание организационной подготовки к экзаменам?

Тема 1.3.Психологическая саморегуляция во время экзамена (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие саморегуляции. Аутомануальный комплекс, методы релаксации.

Практическое занятие. Релаксационные комплексы.

 

 

 

 

 

 

РазделII. Психолого-педагогическая подготовка к экзаменам и к ситуации самоопределения/ модуль 2. Эффективные методы развития познавательных процессов как условие успешной сдачи экзаменов (6 часов).

Тема 2.1. Поведение на экзамене (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Правила поведения о время ГИА. Взаимосвязь соблюдений правила поведения на экзаменах и психологического состояния учащегося.

Практическое занятие. Тренинг. «Экзамены! Волнуйтесь спокойно!»

Тема 2.2. Память и приёмы запоминания (2 часа), практическое занятие (1 час).

Память, виды памяти, способы активизации запоминания. Ассоциативный метод

Практическое занятие. Упражнения по эффективному запоминанию

Тема 2.3. Методы работы с текстом (2 часа), практическое занятие (1 час).

Текст, выделение существенного, поиск ключевой мысли. Схемы и опорные конспекты.

Практическое занятие. Методы работы с текстом, развитие навыков конспектирования.

Планируемые результаты

Изучив раздел «Психолого-педагогическая подготовка к экзаменам и к ситуации самоопределения» родители должны:

-       знать, что такое стресс и дистресс;

-      получить представления о совладении со стрессовой ситуацией;

-      получить навыки саморегуляции;

-      овладеть эффективными приёмами запоминания, работы с текстом.

РазделIII. Психолого-педагогические основы семейного воспитания/ модуль 1. Семья как важный институт социализации ребёнка (8 часов).

Тема 1.1.Модели и стили семейного воспитания (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Типичные модели семей (моногамная, полигамная, нуклеарная, расширенная, патриархальная, неполная, материнская). Стили общения с ребёнком в семье. Особенности авторитарного, демократического, либерального и других стилей общения с ребёнком и взрослым окружением. Роль и воспитательная позиция матери и отца в семье.

Практическое занятие. Анализ типичных случаев из практики семейного воспитания.

Тема 1.2.Особенности семейного воспитания в неполной семье (2 часа), практическое занятие (2 часа).

Круглый стол «проблемы неполной семьи» с участием межведомственных организаций. Детско-родительские отношения в неполной семье. Личность ребёнка в семье разведённых родителей. Отношение матери с детьми в неполной семье. Одинокая мать и её ребёнок. Психологические проблемы внебрачных детей. Практика оказания социальной и психологической помощи неполной семье в Камчатском крае

Тема 1.3.Гендерный подход в семейном воспитании (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие «гендер». Гендерные особенности мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчика, девочки.

Практическое занятие. Сравнительный анализ особенностей воспитания мальчика, девочки. Выработка рекомендаций по воспитания мальчика, девочки.

Тема 1.4. Формирование духовно-нравственных качеств личности (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности. Роль этических эталонов в формировании личности ребёнка. Развитие стремления к нравственным поступкам.

Практическое занятие. Анализ типичных случаев из практики семейного воспитания с точки зрения духовно-нравственного влияния на формирование личностной сферы ребёнка.

 

РазделIII. Психолого-педагогические основы семейного воспитания / модуль 2. Семейное неблагополучие и социальное сиротство (14 часов).

Тема 2.1.Семья с явной (открытой) формой неблагополучия (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Семья с алкогольной зависимостью. Психология ребёнка из аддиктивной семьи. Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.

Практическое занятие. Встреча со специалистами межведомственных организаций по вопросам защиты ребёнка из неблагополучной семьи.

Тема 2.2.Отклоняющееся поведение ребёнка, как следствие неправильного воспитания в семье (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Непослушание и его разновидности. Формы проявления детского негативизма. Девиантно-делинквентные формы поведения.

Практическое занятие. Дискуссия: «Что делать, если ребёнок упрямится?», «Ваш ребёнок убегает из дома. Почему?», «Откуда берётся детское воровство?»

Тема 2.3.Особенности воспитания детей в семьях со скрытой формой неблагополучия (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Семьи, ориентированные на успех ребёнка. Семьи известных людей. Семьи состоятельных людей.

Практическое занятие. Дискуссия: «Почему ребёнок боится неудачи?» «Как живётся ребёнку в свете родительской славы?»

Тема 2.4. Феномен жестокого обращения с детьми. Профилактика жестокого обращения с ребёнком (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Понятие, виды и категории жестокого обращения с детьми. Параметры оценки случаев жестокого обращения. Проявления, причины и последствия жестокого обращения с ребёнком. Признаки жестокого обращения с ребёнком.

Практическое занятие. Анализ ситуаций жестокого обращения с детьми. Выявление признаков жестокого обращения. Упражнения по саморегуляции: отработка навыков снятия эмоционального напряжения.

Тема 2.5. Суицидальное поведение. Профилактика суицидального поведения детей (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Суицидальное поведение: самоубийство, суицидальные покушения, суицидальные попытки, проявления. Суицидальные мысли, намёки и высказывания. Внутренние формы суицидального поведения: антивитальные представления, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы. Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства.

Практическое занятие. Разработка алгоритма проведения профилактической беседы с детьми и подростками.

Тема 2.6. Защита проекта «Моя счастливая семья»(4 часа), лекция (1 час), практическое занятие (3 часа).

Творческая гостиная «Моя счастливая семья»

 

 

 

 

РазделIII. Психолого-педагогические основы семейного воспитания / модуль 3. основы семейной культуры (10 часов).

Тема 3.1. История семьи, рода (2 часа), практическое занятие (2 часа).

Создание проекта «Моё семейное древо». Составление истории своего рода, семьи.

Тема 3.2. Основы семейного права (2 часа), лекция (1 час), практическое занятие (1 час).

Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения. Конституция РФ ст.38 о защите материнства, детства и семьи государством. Семейные права ребёнка. Конвенция ООН о правах ребёнка.

Практическое занятие. Анализ типичных ситуаций нарушения прав ребёнка.

Тема 3.3.Культура общения в семье (4 часа), лекция (2 часа), практическое занятие (2 часа).

Понятие «коммуникативная компетентность», её составляющие: коммуникативная способность, коммуникативное знание, коммуникативное умение. Психологические трудности общения в ситуации детско-родительских отношений (барьеры общения). Средства и пути оптимизации общения. Культура речи и её влияние на психологическую атмосферу в семье.

Практическое занятие. Психологические техники общения в ситуации детско-родительских отношений. Построение конструктивного диалога родителей с ребёнком.

Тема 3.4.Конфликты в семье. Пути и способы конструктивного решения конфликта (2 часа), практическое занятие (2 часа).

Понятие «конфликт» и его структурные характеристики. Виды конфликтов в семье, особенности

Практическое занятие. Тренинг конструктивного решения конфликтных ситуаций в семье. Отработка навыков конструктивного реагирования в конфликтных ситуациях.

 

Планируемые результаты

Изучив  раздел «Психолого-педагогические основы семейного воспитания» родители должны знать:

-      основы семейного права;

-      особенности динамики детско-родительских отношений;

-      причины отклоняющегося поведения детей;

-      факторы, влияющие на психологический климат в семье;.

-      психологические особенности мальчиков и девочек;

-      причины семейного неблагополучия (явного и скрытого);

-      эффективные методы и приёмы воспитания в семье.

Родитель должен уметь:

-      выстраивать позитивные детско-родительские отношения;

-      конструктивно разрешать возникающие конфликты в семье.

Литература:

 

 

  1. Гаврилова Т.П. Психология семьи. - М. : Академия, 2002. – 394с.. 2007.
  2. Гордон Т. повышение родительской эффективности //Популярная педагогика. – Екатеринбург, 19987. – 96с.
  3. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства //Социологической исследование.- М., 2000, №11. С.90-97
  4. Дрейкурс Р. Счастье вашего ребёнка // Родители и дети. Самара: Бахрах,  - М, 2003. С.321 - 403.
  5. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - Минск:. 19990. - 423.
  6. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный.   Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
  7. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.

Видеоматериалы

1. Документальный фильм «Конфликты в природе».

2. Художественные фильмы «Бег», «Повелитель мух», «Двенадцать стульев», «Карнавальная ночь», «Самая обаятельная и привлекательная», «Собачье сердце», «Чучело», «Изгой».

3. Анимационный фильм «Конфликт».

4. Подборка фрагментов художественных фильмов «Модели взаимодействия».

5. Подборка фрагментов телевизионной рекламы.

 

Интернет ресурсы

 

http://silaslova.ru

http://buynet.ru

http://ipk.admin.tstu.ru

http://www.orator.biz


 

Дополнительно

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
240x400

Телефон доверия

tel_doveriya

Питание в школе

 

pitanie

Setevoy_gorod

egeoge

uspesh

Персональныеданные.дети



__2023-04-03__17.07.21

nez_ozenka

Нам 100 лет

С Днем рождения, школа, родная!
Ученики твои горды тобой!
От всей души мы школу поздравляем
В день знаменательный и радостный такой!
1 декабря 2023 года наша школа отмечает ЮБИЛЕЙ. Даем старт подготовки к юбилею школы...



Limon Tour World Guide Tranzito