1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Что такое «права человека»?

PDF Печать E-mail

Что такое «права человека»?
Загадка
Права человека подобны броне: они защищают вас; они подобны правилам, поскольку говорят вам, как можно себя вести; и они подобны судьям, потому что вы можете к ним взывать. Они абстрактны - как эмоции, и как эмоции они принадлежат каждому и существуют, что бы вокруг ни происходило.

Они подобны природе, потому что их можно попирать; и подобны духу, потому что их невозможно разрушить. Подобно времени, они одинаково относятся ко всем нам: богатым и бедным, старым и молодым, белым и черным, высоким и низкорослым. Они предлагают нам уважение, и требуют от нас относиться с уважением к другим. Они подобны доброте, правде и справедливости: мы расходимся в их определении, но, увидев, узнаем их.

Откуда взялись права человека?

«Права человека - это то, что никто не может у вас отобрать».

Рене Кассэн

Право - это требование, о котором мы справедливо заявляем. Я имею право на товары в магазине, если я за них заплатил. Граждане имеют право избирать президента, если это гарантировано конституцией их страны, а ребенок имеет право посетить зоопарк, если его родители это ему пообещали. На все это люди вправе рассчитывать при условии, что другой стороной были даны соответствующие обещания или гарантии.

Но права человека представляют собой требования несколько иного свойства: они не зависят от обещаний или гарантий другой стороны. Право человека на жизнь не зависит от обещания другого человека не убивать его. Жизнь его может от этого зависеть, но не право на жизнь. Его право на жизнь зависит только от одного: а именно, оттого, что он человек.

Признание прав человека означает признание права каждого заявить: я обладаю этими правами, что бы вы ни говорили и ни делали, потому что я, точно так же, как и вы, человек. Права человека присущи каждому человеку.

Но почему это утверждение не нуждается в обосновании? На чем оно основано? И почему мы должны ему верить?

Это заявление, в конечном счете, носит нравственный характер и основывается на законах морали. Мое право на жизнь в действительности означает то, что никому не позволено лишить меня моей жизни, это просто недопустимо. При такой формулировке это утверждение вряд ли нуждается в особом обосновании. Наверное, нет читателя, который бы с этим не согласился, поскольку по отношению к себе мы все признаем, что в нашей жизни, в нашем бытии есть такие стороны, которые должны быть неприкосновенны и которых никто другой не должен касаться, поскольку они жизненно важны для нашего бытия, для осознания того, кто мы такие и что мы такое. Они жизненно важны для нашей человеческой природы и нашего человеческого достоинства. Права человека всего лишь переносят это понимание с индивидуального уровня на всех остальных людей планеты. Если я могу выдвигать подобные требования, значит, это может сделать и любой другой.

 

Основные ценности

«Человеку просто нужна самостоятельность в его выборе, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы она ни привела.»

Федор Достоевский

Таким образом, в основе концепции прав человека лежат две основные ценности. Первая - это человеческое достоинство , а вторая - равенство . Права человека можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и ихуниверсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны. Мы не должны и не можем здесь кого-то выделять.

В сущности, чтобы принять концепцию прав человека, достаточно лишь признания этих двух убеждений или ценностей, и вряд ли кто-нибудь станет с ними спорить. Вот почему идея прав человека получает поддержку со стороны всех мировых культур, всех цивилизованных правительств, всех основных религий. Почти повсеместно признано, что власть государства не может быть безграничной или произвольной, она должна быть ограничена необходимостью обеспечить хотя бы минимальные условия всем, кто находится под его юрисдикцией, чтобы они могли жить с чувством человеческого достоинства.

Из этих двух основных ценностей можно вывести многие другие, и с их помощью точнее определить, как на практике должны сосуществовать люди и общества. Например:

Свобода - поскольку человеческая воля составляет важную часть человеческого достоинства. Принуждение делать что-то вопреки нашему желанию принижает человеческую личность.

Уважение к другим - поскольку отсутствие уважения к другим не позволяет оценить их индивидуальность и их человеческое достоинство.

Недискриминационное отношение - поскольку равенство людей с точки зрения человеческого достоинства означает, что мы не можем судить о людях на основании физических (или других) признаков, не имеющих отношения к достоинству.

Терпимость - поскольку нетерпимость указывает на отсутствие уважения к различиям, а равенство не означает тождественности или единообразия.

Справедливость - поскольку люди, равные в своей принадлежности к человеческому роду, заслуживают справедливого отношения.

Ответственность - поскольку уважение к правам других предполагает ответственность за собственные действия.

 

Что характеризует права человека

«Моральные ценности, подобно ветру, невидимы. Но вы знаете, что ветер есть, судя по шелесту листьев на деревьях. И вы понимаете, что моральные ценности существуют, судя по поступкам людей».

Ева Анчель

Философы могут бесконечно продолжать споры о природе прав человека, но международное сообщество уже установило ряд основных принципов, с которыми государства согласились и которым они должны следовать. Согласно этим принципам:

1. Права человека неотъемлемы. Это означает, что вы не можете их утратить, поскольку они имеют отношение к самому факту человеческого существования. При определенных обстоятельствах действие некоторых из них, хотя и не всех, может быть приостановлено или ограничено. Например, если кто-то признан

виновным в совершении преступления, его или ее могут лишить свободы; или во время гражданских беспорядков правительство может ввести комендантский час, ограничивающий свободу передвижения.

2. Они неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Это означает, что различные права человека по существу связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от осуществления многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.

3. Они универсальны , что означает, что они равно применимы ко всем людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Следует отметить, что универсальность прав человека никоим образом не угрожает богатому многообразию индивидуальностей или культурных различий. Многообразие может существовать и в обществе, где все равны и в равной мере заслуживают уважения.

Читать подробнее http://eycb.coe.int/compass/ru/chapter_4/4_1.html

 
Limon Tour World Guide Tranzito